Семинар на Алтае 2012. Дневная лекция 25.07

Вы здесь на Алтае, чтобы найти смысл  жизни. И способ, чтобы найти его, связан с наукой о теле, наукой об уме, и наукой о душе или, как мы называем, — йога о душе, йога об уме, йога для тела. В йоге нет места для непонятного, но многие мастера сделали много путаницы в йоге. У нас есть Патанджали йога, Васиштха йога, Горакшанатх йога и уже после этого есть много-много других йог. И сейчас уже тысячи и тысячи книг написаны о йоге, но все эти книжки пытаются просто переписать заново то, что предыдущие мастера написали о йоге. И давно уже нет новых идей, никаких новых путей в йоге.

У йоги есть 8 частей, но в основном мы их не можем понять. Если мы делаем йогу или учим кого-то йоге, мы пытаемся практиковать яму и нияму, хотя никто не учит практиковать яму и нияму. И никто не говорит вам, что вам нельзя врать, и что вы не можете что-то сказать. Что тело – это не ваше тело, никто не объясняет вам, что такое уважение к телу, уважение к душе – никто не учит настоящему уважению. Если нет уважения в жизни, нет уважения в общении, то тогда это не йога.

Но мы делаем йогу. Мы делаем асаны, мы делаем пранаямы, мы все практикуем какие-то мудры и бандхи, но по-прежнему не получаем никакой пользы, потому что продолжаем курить, пить, делать, что хотим, курить, что хотим…  И это не даёт нам ничего для нашей души, для постижения нашей истинной сущности. Мы уже путешествуем очень давно. А Бабаджи приехал из Индии, и он приехал сюда не для того, чтобы менять вашу культуру или вашу философию. Но также, мы ехали сюда не для того, чтобы учить вас йоге, на самом деле. Хотя мы и знаем, что такое настоящая йога, и мы практиковали и практикуем настоящую йогу, и мы знаем, что называлось йогой в прошлом. Но в России и в Америке нет этого. Ни в России, ни в Америке я не видел ещё ашрамов или мастеров, которые бы учили по-настоящему, что такое яма и нияма.

Вы можете видеть, что многие учат простой йоге, сложной йоге, продвинутой йоге. Хотя до сих пор не понятно, что такое простая йога и что такое продвинутая йога. Просто чтобы разбить это на части, можно сказать, что есть три йоги: йога для тела, для ума и для души. Йога, которая помогает заботиться о теле, йога, которая помогает заботиться об уме, йога, которая помогает заботиться о душе. И две первые йоги — они дают прекрасную жизнь в этом мире и помогают выживать в этом мире, и достигать своих целей, и быть спокойными и счастливыми. И вчера и сегодня мы пытаемся вам объяснить, что есть два пути у йоги: как получить жизнь в этом мире лучшим способом и как выйти за пределы всех своих ограничений и освободить себя, свою душу. Т.е.  ада-гати и урдхва-гати – направление энергии вниз и направление энергии наверх. Восхождение или нисхождение. Ада-гати – нисхождение энергии. Это значит, что вы тратите свою энергию, распространяете её в этом мире, а урдхва-гати – это восхождение, когда энергия идёт наверх. Вы собираете их, вы не тратите их ни на что, вы идёте наверх, снизу вверх: от брутализма к божественности, от низшего к высшему.

И если вы практикуете дома, то я бы с удовольствием вам сказал, что не практикуйте никаких пранаям, не освоив нади-шодхану. Если вы можете практиковать нади-шодхану – очистку каналов,  то вы можете надеяться, что с помощью этой нади-шодханы, вы сможете практиковать яму и нияму. Т.е. через нади-шодхану, через очистку каналов вы сможете практиковать яму и нияму.  Прана живёт в этом теле, и другие силы поддерживают эту прану. Живёт эта прана в горле, она живёт также в районе пупка, а также в районе муладхара-чакры. Прана, живущая в муладхара-чакре, связана с апаной. В районе пупка в манипура-чакре – сомана и прана. А в вишудха-чакре — прана и удана. И есть ещё прана, которая называется вьяна. Она живет везде по телу. И она обеспечивает циркуляцию крови, работу лимфатической, кровеносной, нервной систем. И если вы практикуете нади-шодхану тремя способами, которые мы вам показали, то можно сказать, что вы пытаетесь исполнить яму и нияму. И после того, как вы исполните яму и нияму, вы получаете право практиковать.

Зачем вам нужно практиковать йогу? Это зависит от вас. Мы практикуем йогу, чтобы объединиться с Господом. Мы не практикуем йогу для тела. Мы практикуем йогу для Бога. В нашем теле есть 10 дверей. В этих десяти дверях живёт Господь, который есть вы – настоящий, истинный. То, что мы называем со-хам, то, что мы называем душа, то, что мы называем сущностью. И вы можете войти внутрь через любую дверь и найти там путь для достижения высшего сознания. И когда вы однажды окажетесь в состоянии этого высшего сознания, то вы получите опыт переживания всего этого мира, всей вселенной, потому что ваше тело – это мини-вселенная, микро-космос, и там находятся все звезды, все планеты и всё-всё, что есть во внешнем космосе. И там есть всё, что  вам нужно для того, что сделать всё, что вы захотите. Поэтому Бабаджи говорит, что вам нужно остановиться. Остановиться искать что-то вовне и пойти внутрь через очищение с помощью пранаямы, и встретить своего гуру, и заняться очищением.

Если вы хотите стать учителем йоги, если вы хотите стать мастером, обучающим концентрации и сосредоточенности, то, конечно же, вы должны учить. Потому что это — ваше право. И вам не нужно никакое разрешение, чтобы начать практиковать, чтобы начать учить. Потому что нет никакой монополии на йогу. Йога не принадлежит кому-то одному или чему-то одному. Йога существует для свободы, для освобождения этого мира. В первую очередь йога освобождает нас от привязанностей. Освобождает от нашей личности, от наших ограничений индивидуальных. И если вы освободили себя от всего этого, тогда у вас есть шанс на просветление. И будьте уверены, что вы можете это сделать. Потому что у вас есть силы для этого. У вас есть сознание. И в этом сознании есть элемент осознанности, т.е. это – осознанное сознание. И с помощью этого осознанного сознания вы можете отсоединить от себя всё, что принадлежит вам, и всё, что не есть вы.

Если вы практикуете пранаяму просто для того, чтобы достичь сознания, то вы можете открыть его для себя — своё сознание. Это отличается от ума. Если вы практикуете для того, чтобы встретиться с самим собой, если вы хотите встретиться с каким-то Богом, то вы можете встретиться и с ним таким же путем как люди из Сознания Кришны. Они используют молитву. Молитва тоже может быть йогой, мантра может быть йогой, пранаяма и концентрация тоже могут быть йогой, сострадание, доброта, любовь тоже могут быть йогой. Как встретиться с Кришной? Как достигнуть сознания Рамы? Как постичь сознание Иисуса Христа? Как стать Магаметом или Махавиром? Всё это работает через мантры, через молитвы, через асаны, через пранаямы. Для любой практики у вас всё уже есть внутри, это уже встроено в вас. Начинайте с тела и достигнете источника всего, достигнете центра всего – истиной сущности своей.

У вас есть два глаза, и в ваших ушах есть два отверстия, во рту тоже есть отверстия, ваша испускающая система тоже имеет дырку, но самое большое секретное отверстие есть у вас в макушке. И техника, которая с ней работает, называется капал-крийя. И именно эта дверь ведет к нирване, к мокше, к освобождению. Вы через любую дверь из этих можете попасть внутрь себя. И вы можете найти место, где вы будете жить внутри. И вы можете найти место, откуда вы можете вылечить себя, исправить себя. Вы можете найти место, в котором вы станете тем, Кто вы есть на самом деле. И когда вы станете тем, Кто вы есть на самом деле, осознаете себя и станете этим, тогда вы станете просветленными. Ту пищу, которую вы употребляете, то знание, которое вы используете, тот опыт, который у вас есть, та божественность внутри вас, которая скрыта – вы, может быть, и не знаете — но вы это используете. Потому что это у вас есть, и вы подсознательно это используете.

Т.е. для духовного развития есть много разных путей, и вы можете выбрать любой из них, но вы должны верить в этот путь. И если вы верите в этот путь, который вы избрали, верите, что он доведёт вас до истины, тогда обязательно кто-то придет: опытный, мудрый, встретится с вами и даст вам понять, поможет вам. Может быть, 2000 лет назад здесь было много просветлённых мастеров в этой стране, и, может быть, сейчас очень много йоги есть в этом мире. И многие великие личности уже приходили в этот мир, и все они могут быть мостом к вашей самореализации.

Есть путь, и есть воля идти по этому пути, и есть способ это понять. И если вы верите в это, то это обязательно случится с вами. Но вы сбиты с толку. Кто сбил нас с толку? Некие очень умные люди, интеллектуальные люди, потому что они хотели использовать вас. Они не хотели говорить вам истину до конца, они сами её не понимали до конца, и они не хотели, чтобы вы поняли её до конца. Они хотели, чтобы вы стали их слугами, помощниками, рабами, чтобы они могли использовать вас. Это относится и к школам, и к институтам. Поэтому ваши страдания продолжаются. Чего-то всё время не хватает, что-то всё время идёт не так. И эта жизнь – это же ваша жизнь. Вы родились здесь, и вы умрете здесь однажды. И смерть, и рождение – оба эти события  произойдут здесь – не в этой стране, а в этом мире, и вам нужно понять это и принять. И будучи человеком, мы уже создали так много наук и техник, чтобы мир стал ещё более прекрасным, ещё более красивым…

Давайте лучше вернёмся к практике, и лучше поговорим о практике. Сейчас мы будем практиковать пранаямы и начнем с вишудха-чакры, после этого пранаяма с манипура-чакрой, и после этого мы должны практиковать с муладхарой – с основной энергией — энергией, живущей в основании нашего существа. Будете ли вы монахами или семейными людьми, вам нужно посмотреть на эту практику, попробовать её.

 

Похожие записи: