Семинар на Алтае 2012. Утренняя лекция 26.07

Все здесь? Думаете о доме, о детях, о муже брошенном или о жене?:)

Алтай тоже своего рода Гималаи…

Спасибо, здравствуйте, спасибо всем! Хорошее время, хорошее настроение. Давайте поблагодарим каждого среди нас и всё, что нас окружает! Спасибо телу, спасибо уму, спасибо тем, кто нас любит за то, что они дали нам шанс подумать о медитации и подумать о мире в этой жизни.

Когда вы просыпаетесь, т.е. когда вы начинаете жить в состоянии бодрствования — в состоянии ума под названием бодрствование, то вы попадаете в занятую жизнь: жизнь очень занятая, и у вас не хватает времени, чтобы сделать всё, что вы хотите. Для этого вам нужны физические энергии — физические силы, ум, работающий на физическом плане. А потом, когда вы устали, вы переходите в состояние ума под названием сон, а это уже астральный мир, это — астральное состояние ума. И третье состояние ума — это сон без сновидений — глубокий сон, когда вы настолько сильно устали, что и тело физическое, и тело тонкое уже не могут функционировать. И тогда начинается сушупти — сон без сновидений, просто чернота, без воспоминаний. И четвертое состояние называется уже турья — это за пределами всего. И в этом состоянии вы уже и не бодрствуете, и не спите, но вы при этом существуете, и есть некая внутренняя пробуждённость в этом состоянии.

Ваше тело отдыхает, ваш ум отдыхает, они остановлены. Ваш ум остановился, поэтому нет сновидений. Тело отдыхает, поэтому оно остановилось, поэтому оно не ходит. Чувства не работают, органы чувств не работают, и остаётся только то, что вы есть на самом деле. Оно всегда в состоянии осознанности. А это значит, что у вас есть тело, у вас есть ум, у вас есть органы чувств, и они всё время работают для вас. Но вы не уделяете им внимания — должного внимания и поэтому они начинают работать не для вас, а для самих себя. И они забывают про вас, именно поэтому вы забываете про Себя. А если вы обратно вернёте эту осознанность — осознанность в понимании, что вы – не тело и не ум, что вы — некая жизнь или жизненная энергия, то вы можете достигнуть некого состояния, которое можно назвать прана и яма. Прана – это жизненная энергия — энергия жизни, а яма – это расширение этой энергии жизни.

И то, что мы называем практикой пранаямы – это, на самом деле, работа с расширением, с развитием нашей жизни: чтобы наша жизнь стала более активной, более креативной и дала бы нам, в конце концов, исполнение наших желаний неисполненных, достижения успехов. И когда мы достигнем тех успехов, которых так хотели достигнуть, и исполним свои неисполненные желания, тогда мы сможем, наконец, остановиться и отдохнуть, и эта остановка и будет медитацией — глубочайшей релаксацией, глубокой медитаций без ума. Состоянием, где нет ни тела, ни ума, нет сознания тела, нет сознания ума, нет осознавания органов чувств, т.е. вы не осознаёте эти чувства, не работает нервная система. Там существуете только вы истинный, и вы становитесь всем: Богом, универсом, вселенной. И вы становитесь всем в этом мире. Что бы ни хранилось в этом мире, это всё будете вы. Потому что прана — она находится везде, и всё есть прана. Без праны ничто не может существовать.

Существует 3 самых главных вида пранаямы: вдох, выдох и задержка. Пурака, речака и кумбхака. Пурака означает «то, что сделает полным». Кумбхака означает задержка, речака означает выдох. И эти три вида пранаямы составляют всё бесконечное количество разных пранаям. И эти три пранаямы работают с этими тремя состояниями ума: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон. Но это не принесёт самадхи вам. И есть четвертая пранаяма – четурта пранаяма, которая, на самом деле, является секретной, которая приносит самадхи в ваше физическое тело, в эфирное тело, в тело духа – духовное тело, в тело ветра – ментальное тело, а также, она приносит самадхи в ум, в органы чувств, и, в конце концов, может вывести вас за пределы своего сознания. Что же это за четвертая пранаяма? Почему об этом не пишут в книгах? Потому что у нас есть ум, и мы, на самом деле, — мирские люди. Потому что мы всё время заняты приобретением и расставанием с чем-то, покупкой и продажей.

В этом мире существует Шива и Шакти — Господь и сила Господа. Есть также и существо, живое существо, живность, тварь божья, если хотите и её сила — джива–шакти. Шива – это соединение всего, и джива тоже – это по сути соединение двоих. Когда вы становитесь духовными, то Шива-шакти и джива-шакти – сила Бога и сила индивидуальная становятся одним и тем же, и тогда начинаются настоящие духовные практики, которые помогут вам понять, как выйти за пределы вас самих. И если вы подумаете внимательно, то вы поймете, что это абсолютно в ваших руках. Потому что вы есть практики. Вы воспринимаете энергии. Вы создаёте энергии. У вас есть сила мышления, у вас есть сила суждения, у вас есть сила вдоха и сила выдоха. Тогда зачем нам что-то ещё снаружи, чтобы помочь себе? Мы нуждаемся, потому что мы не верим, что мы сами способны на что-то. У нас есть сомнения о самих себе, наша самоуверенность – недостаточная. Её нет — на  самом деле, имеется в виду уверенность в душе своей, в её вечности, в её божественности.  Но если вы поверите в это – в свою душу, если вы полностью отдадитесь этому, тогда вы сразу станете мастером — хозяином этого тела, хозяином своего ума, хозяином всей вселенной и вы станете обладателем всего знания во всём этом мире.

Но, к сожалению, из-за нашего недостатка веры у нас есть недостаток знания. Маленькое знание — неполное знание, маленький опыт — неполный опыт, и они, наоборот, ещё более увеличивают наше эго и делают нас всё большими эгоистами. И наш ум всё больше порабощает нас, скрывая от нас истину. И наша вера начинает быть эгоистичной верой, и мы начинаем жить неправильно. И мы начинаем болтать и говорить неправду, и эта фальшь становится жизнью для нас. И мы превращаемся в человека, живущего на рынке, который потерял свои идентификацию, свою индивидуальность — свою душу. И в таком состоянии реализация, самопознание души — самадхи невозможны.

Вы практиковали уже так много пранаям и асан. Но почему-то не думаете о том, что до сих пор ничего такого толком не произошло. Вы должны были бы уже встретиться с самим собой, со своей душой, а нет!… Проверьте себя, почему? И если вы действительно искренне посмотрите на себя, на свою практику, то вы сможете узнать, почему. Ваш ум скажет вам, ваше сознание уже знает ответ на этот вопрос. В чём проблема? В чём помеха?

Итак, сегодня мы здесь. Поэтому, если вы хотите добиться успеха в этой жизни, то постарайтесь, пожалуйста, вернуться к себе истинному, в центр себя. Анализируйте свое тело, анализируйте свои чувства, органы чувств, анализируйте свой ум, и через пранаяму постарайтесь почувствовать это, постарайтесь сгармонизировать это.

Говорите только то, что нужно говорить, и смотрите только то, что нужно видеть, и слушайте только то, что необходимо для вас. И постарайтесь перестать судить кого-либо или что-либо. Особенно обратите внимание на чувство вины. Потому что как только вы стали виноватым в чём-то, как только вы стали чувствовать вину (а это происходит из-за того, что вам приходится врать и неправильно себя вести), то эта темнота, в которой вы живёте, она не даёт вам выйти к свету. И в этой темноте создаётся ложная личность. Ваше эго созданное — ложное эго беспокоит вас, всю вашу жизнь, заставляет вас страдать и мучиться. Поэтому в первую очередь постарайтесь отказаться именно от этого фальшивого эго, постарайтесь отказаться вообще от фальши в своей жизни. Перестаньте стараться быть тем, кто вы не есть, перестаньте претендовать на то, что вы не есть, потому что в духовном мире духовный человек никогда не претендует на то, что он не есть -он признаёт и принимает всё так, как есть. Для этого вам надо быть человеком дисциплины, человеком, который обладает своей индивидуальностью и не скрывает её, не подделывает её под другие. Человеком, который осознаёт сам себя, осознаёт, что Господь здесь – внутри, и что я – часть этого Господа, и что я могу развить свой ум, свой интеллект, я могу развить свою силу понимания, и я хочу выйти к свету из тьмы, убрать все свои сомнения и путаницу. И вы можете сами посмотреть внутрь себя и понять, как же выйти к свету из этой тьмы, от невежества к свету, истине, знанию, и вы повторяете каждый день: Ом Асато ма сат гамая. Тамасо ма джьётир гамая. Мритьёр ма амритам гамая.  Это и есть путь освобождения от сомнений, от тьмы и от страхов! Если у вас не будет больше страхов, если вы не имеете сомнений, если внутри вас нет тьмы, тогда реализация сама случится. Любой может достигнуть в этом состоянии самадхи! Просто бросьте эго, выйдите за пределы тьмы, освободитесь от этого невежества, и вы почувствуете, что у вас есть шанс — шанс как у человеческого существа, который полностью оснащён всем, что ему нужно. И этот человек, оснащённый всем, что ему нужно, может сам понять, как жить ему в этом мире, и как ему освободиться от влияния этого мира.

Но в этом мире наш ум, мы все создали так много желаний, так много злости, ревности, похоти, зависти, что сами застряли во всём этом, в своей же зависти, в своей ревности… Поэтому постарайтесь пообещать самому себе, что я с сегодняшнего дня буду заниматься свой собственной жизнью, и эта жизнь будет посвящена истине. И я постараюсь жить совершенной жизнью: я буду стараться думать совершенно, я буду стараться говорить только правду, я буду стараться жить только с правдой, я постараюсь не обижать никого, я постараюсь развить свою доброту, и я не буду говорить ничего, если это может повлиять плохо на многих людей. Вы должны понять, что вы уже достаточно настрадались в этой жизни таким способом, каким вы жили раньше, и теперь вы хотите начать другую жизнь – свою собственную духовную жизнь. И я хочу взять направление на реализацию, на самадхи, и поэтому мне придётся контролировать мои органы чувств, мои чувства, мой ум, я буду развивать свою осознанность и внимательность, чтобы стать тем, Кто  я есть на самом деле, собой истинным. Начните любить самого себя — свою душу, начните уважать самого себя, как душу, при этом не забывайте уважать свое тело, уважать свои суждения и уважать то, что вы даёте этому миру.  Пунди карма — это то, что вы даёте этому миру: с помощью рук, с помощью рта, с помощью глаз – это должна быть чистая карма.

У вас есть судьба, у вас есть самскары, и у вас есть переживания. Самскары – это память о всём вашем прошлом, о всех впечатлениях, полученных в вашем прошлом.  Прарабдха – это то, через что вам написано пройти в этой жизни, судьба. А бхога – это переживания, переживания, которые вы получаете от общения с этим миром. И все эти три создают вашу жизнь: самскара, прарабдха, бхога. Самскары хранятся в подсознании нашего ума, прарабдха работает в активном уме, это – судьба, а бхога – это то, что вы переживаете в текущий момент, переживания.

Если вы хотите попасть домой к себе, то вам нужно научиться жить в настоящем. Что бы вы ни практиковали, вы можете это практиковать, вы свободны. У вас есть свобода выбирать духовные практики, у вас есть свобода выбирать, в какой стране вы будете жить, у вас есть свобода выбирать, в какой семье вы будете жить. И также, у вас будет свобода выбирать, чего вы хотите в этой жизни.

Пранаяма – это наука освобождения — получения свободы от привязанностей тела, освобождения от желаний, освобождения от зависти, ревности, злости… Два дня назад мы начали показывать вам пранаямы, и, как я уже говорил, есть только три действия: вдох, выдох и задержка дыхания, и всё вместе это в простом варианте называется анулома-вилома. И все пранаямы, на самом деле, вышли из этого.

В общей сложности в этом мире есть 22 типа пранаям. И вам не нужно практиковать все эти 22 типа, но вам нужно знать о них. Потому что вы общаетесь с этим миром. Вам, может, придётся кому-то рассказывать, вам, может, придётся объяснять это кому-то из научной среды — образованному человеку, может быть, они захотят узнать, что же вы это делаете такое.

Мы говорили о том, что существует аштанга-йога: яма, нияма… В яме существует 5 принципов и в нияме — 5 принципов. Асан в целом существует 84 типа. Но сейчас разработано больше 2000. Пранаяма – 22 основных типа. Но интеллектуальные умные мастера разработали так много разных пранаям… И переходим дальше к Пратьяхаре. Пратьяхара – это втягивание органов чувств. Она делается для того, чтобы очистить нашу нервную систему, наше тело, наши органы чувств. И благодаря этим пяти ступеням — если вы сможете очистить себя извне, то автоматически ваша сила концентрации и сосредоточенности увеличится, и тогда вы сможете попробовать достичь состояния самадхи.

И именно в глубочайших медитациях случаются самадхи. Причём, ни медитации, ни самадхи вы не можете практиковать. Единственное, что вы можете — это пытаться очистить всё свое существо — тело, каналы, праны, ум…  Всё-всё-всё очистить, и тогда естественным образом медитации случатся с вами. И эти медитации, в конце концов, принесут вам самадхи. И у нас есть опыт этого переживания. Мы жили в этих состояниях, и мы говорим вам, что вы можете достичь этих состояний. И для этого не нужно так много практиковать, но вам нужно время, вам нужно обязательно уделять время этому, т.е. своей душе. Вы можете купить это время или вы можете создать это время. Потому что если у вас есть время, тогда вы можете заняться празднованием этой жизни. Но вы так сильно разделили всё своё время… И оно наполнено так сильно фальшивыми обязанностями и исполнением фальшивых желаний, что вы потеряли самосознание себя как души. Поэтому мы говорим о возвращении домой. А это значит, вернуться обратно в то состояние, когда вы сами себя понимаете как истинную сущность, когда вы знаете, Кто вы есть на самом деле, что такое душа в её чистой форме. Для этого вам придётся остаться в одиночестве, во внутреннем одиночестве.

Если у вас есть какая-то несбалансированность в теле, какие-то проблемы, заболевания, депрессии или стрессы, тогда вы можете заняться хатха-йогой, получить помощь у хатха-йоги.  Через пранаяму вы можете, также, вылечить себя. Если ваши чувства или органы чувств слабы, если ваша нервная система слаба, или тело слабо, тогда вам нужно практиковать, чтобы укрепить это тело, развить силу восприятия, улучшить работу органов чувств.

Потому что вы живёте в этом мире – в этой вселенной, в этом макро-космосе, а ваше тело – это микро-космос, и всё, что есть в этом большом макро-космосе, всё есть в вашем микро-космосе, в вашем теле. Как быстра та система коммуникации, которая действует в этом мире! — Внутри вас есть система коммуникаций не хуже. И это можно назвать макро-коммуникацией и микро-коммуникацией. В вашем теле есть огонь, в вашем теле есть вода, есть ветер, есть пространство, а также есть свет, а также есть тьма. У вашего тела есть быстрейшие скорости — такие как скорость ума. За одну секунду, даже меньше, чем за мгновение, вы можете оказаться в своем уме очень-очень далеко отсюда. Скорость ума за пределами воображения, и этот ум может собирать послания со всех точек этой вселенной без необходимости попасть туда лично. Вы можете, сидя здесь, сделать всю вселенную доступной для себя, потому что у ума есть прекрасные совершенные энергии, и он может давать больше совершенства.

Вот почему так важно состояние самадхи. Потому что тогда вы понимаете, что вы есть хозяин всего. Всё в одном, и всё это хранится внутри вас. И если вы хотите получить контакт с несколькими людьми в этом мире, и вы просветлены, если вы достигли состояния самадхи, тогда всё доступно для вас в этом настоящем — здесь и сейчас.

И именно это вам нужно развивать через пранаяму, потому что эта прана – энергия жизни доступна везде, и везде происходит ее расширение и развитие, а также внутри вас. Через пранаяму вы можете добиться расширения своих пранических возможностей. И тогда вы поймёте, что вы – это нечто такое, которое есть везде, которое есть Бог, и эта прана работает как Господь. И она вездесуща, и она всегда была везде, вам просто снова нужно стать обратно праной. До тех пор, пока вы осознаете себя эмоциями, или телом земли — грубым физическим телом, или эфирным телом, вы не сможете осознать Себя. Только прана помогает вам жить в этом мире вместе с этим телом.

Вам не нужно практиковать так много. Вам нужно просто достичь состояния, когда вы сами себя воспринимаете. Для этого постарайтесь практиковать сидение в одной асане в одиночестве в своей комнате или на берегу реки. Придумайте какое-то место, где вы смогли бы оказаться в одиночестве. Это не нужно практиковать всю жизнь. На самом деле, это может получиться за несколько дней. Но смотрите внутрь себя: смотрите на свое тело, обозревайте его изнутри не через ум — просто попробуйте почувствовать его, и тогда вы почувствуете, что это ваше тело,  которое сидит. Причём, вы поймёте, что это ваше тело сидит, а вы не сидите. Тогда попробуйте обратить внимание на ум: где он находится, и вы увидите, что он уже очень далеко — с друзьями, в ресторане может быть, в офисе… Это — то самое место, куда  ваш ум убежал. Ваше тело сидит здесь, ваш ум убежал, но кто тот, кто смотрит за всем этим, тот, кто понимает всё это,  кто свидетель?  Именно это вам и нужно попытаться понять. Если вы сможете стать этим наблюдающим свидетелем, то вы очень просто сможете реализоваться или просветить себя. И это будет называться осознанностью души.

Возвращаясь к нашим целям, вам нужно научиться сидеть в одной позе и попытаться сосредотачиваться только на одном: что это ваше тело сидит, и вы через несколько минут почувствуете, что это так и есть: что это ваше тело сидит, а вы не сидите, а смотрите со стороны, осознаёте это. И это и будет осознанность вашего тела. И после этого, вторым шагом будет осознанность вашего ума, т.е. начинаете смотреть за умом, обозревать его: куда он пошёл, чем он занимается там. И когда вы поймёте, где он и чем занимается, то сосредоточьтесь на нём и оставьте его там, где бы он не был. Наоборот, позвольте ему там находиться, чтобы он не вернулся обратно, скажите ему: «Будь там, не хочу, чтобы ты возвращался сюда!» А тело своё оставьте в той позиции, в которой сидели, ум — там, куда он убежал, а вы сами оставайтесь здесь и сейчас во всём происходящем. И если вы каждый день будете практиковать так по 1-2 часа, то вы сможете достигнуть этого ощущения. Не нужно вам практиковать тысячи асан! Просто вам нужно практиковать сепарирование себя от тела и от ума и спрашивать себя: Кто же я есть? Но если вы не можете этого делать, сидя на попе, тогда вам придётся работать с определенными пранаямами, которые работают с определенными энергиями — которые накачивают нас определенными энергиями. Просто пытайтесь практиковать и вдыхайте, вдыхайте, вдыхайте, вдыхайте. Не надо выдыхать, не надо останавливать дыхание — просто вдыхайте. Постарайтесь 20 минут делать это — просто вдохи, вдохи, вдохи. И когда вы накачаете свое тело полностью кислородом, и получите так много силы, и станете настолько живым, то каждое ваше чувство, каждый ваш орган чувств пробудится. Каждая клеточка вашего тела наберёт столько много кислорода, что это пробудит все частички вашего тела и принесёт гармонию вашему телу, и поможет вам сделать свое будущее счастливым. И вы начнёте тогда жить в удовольствие.

Давайте попробуем сегодня попрактиковать ещё раз, но постарайтесь только в одной асане. Может быть колени заболят, может быть ноги заболят, может что угодно заболеть. Но постарайтесь не менять положения, дайте прийти этой пустоте! Сидите, сидите и ждите, когда вы станете пустотой. Сидите и ждите, пока вы перестанете думать о циркуляции крови и затекании в ногах. Мы постараемся показать вам кратчайший путь пранаямы — экспресс-метод. Как экспресс-поезд — это когда мы очень торопимся. Когда мы не торопимся, не надо делать экспрессы — это опасно. Если вы находитесь с мастером, мастер остановит и перенаправит ваш экспресс, если он пойдёт по неправильному пути. А когда вы дома, и мастер далеко, лучше не практиковать все эти экспресс-методы, а практиковать нормальные, старые, хорошие методы. Тише едешь – дальше будешь.

Похожие записи: