Семинар на Алтае 2012. Дневная лекция 26.07


У нас есть прана. Прана – это просто энергия. Эта энергия похожа на электричество, электричество мира. У нас есть тело, созданное из материи. И вся эта материя, на самом деле, есть электричество. Без энергии мы не можем двигаться, мы не можем думать, не можем ходить, мы ничего не можем делать. Но разные виды пран — пранических энергий имеют способность развиваться. Они всё время развиваются — расширяются в какую-то сторону, в каком-то направлении. И во всем: в деревьях и в растениях, и даже в горах и в реках эта прана развивается. Поэтому мы говорим, что всё есть энергии. Ваше тело также есть энергия. Ваша нервная система – это тоже энергия. Ваша циркуляция крови или других жидкостей в теле это тоже есть энергии. Но всё это имеет один центр — ваш собственный истинный центр внутри вас.

Есть жизнь между двумя нервными системами, которые мы называем левой энергией и правой энергией, а на йогическом языке это называется ида и пингала. У них есть источник в разных концах, противоположных местах. Одна из них приходит из космоса и ведёт в сторону земли, а другая энергия выходит из земли и идёт в сторону космоса. И это мы называем ида и пингала. Когда они сравниваются и становятся одинаковыми, тогда начинается ваша божественность, состояние божественности. Если вы сможете их уровнять между собой, тогда они превратятся в сушумну. А сушумна – это третья нервная система, которую мы зовём божественной, светлой системой. И внутри этой сушумны есть Нади Вайра и Читра Нади. И посередине Вайры и Читры есть Брама Нади. И этот центральный канал в центральном канале и есть путь, чтобы подняться от низшего сознания к высшему сознанию — к Всевышнему.

Для этого вам и нужно практиковать пранаяму, чтобы растворить одну прану в другой пране, чтобы растворить одно тело в другом теле. Физическое тело растворить в эфирном теле, эфирное тело — в теле огня, и тело огня — в теле ветра. Но все эти тела — они не имеют своей личной энергии, они имеют эту энергию от вас, вы даёте эти энергии. Внутри всех этих тел или контейнеров, как йоги их называют, вы живете – вы, как душа, как атма (что есть самость, на самом деле, некая центральная часть, самая сущность).

Несколько десятков лет назад никто не знал, что такое атма, и вся философская система Европы была ограничена деятельностью ума. Она вся вышла из ума, и она работала только в пространстве ума. Но сегодня философия уже подошла к такому месту, что ей приходится меняться. Наука тоже дошла до такого места, что ей приходится меняться. Они начали думать о центре, об источнике, они начали думать о самой главной частице в этой пране — о кванте. Откуда берётся эта энергия, из чего состоит энергия? И они начали узнавать, что в этом мире есть что-то ещё более могущественное, чем ум. И они все пытаются узнать, как эти энергии работают внутри тела и как эти энергии работают во вселенной. И как они связаны эти универсальные — вселенские энергии с нашими энергиями внутри нас – эти микро-вселенная и макро-вселенная. Чтобы понять, как лучше жить в этом мире и как можно использовать эти энергии в этой жизни, они начали думать о том, что существует за пределами.

Потому что человек, на самом деле, ищет мира, покоя и счастья. И йоги говорят о том, что высшее состояние счастья – это блаженство или некая радость (ананда это называется на санскрите). И они знают, что есть нечто, из чего всё выходит, и которое невозможно описать никак, кроме как тремя словами: Сат Чит Ананда. Сат означает истина, Чит – осознанность, сознание, а Ананда означает блаженство. Т.е. это нечто, которое обладает этими тремя качествами. Поэтому мы говорим о реализации истины, о реализации сознания или, если хотите, осознанности и о благословении мастера.

Мы уже рассказывали о нескольких типах праны. Мы рассказывали, как они развиваются и как они растворяются. И мы уже говорили, что нужно отсоединять тела одно за другим: от физического тела к астральному… А сейчас мы будем учиться технике, которая называется шамбхави-мудра. Это очень простая техника, работающая с концентрацией. И практикуется она с осознанностью. Я вижу всех вас, но не вижу никого из вас… Смотреть и не видеть.